Лидер России 2013
Luciad certified partner program
Интеллект на службе авиации

«Точечная» модернизация вертолетов (Аэрокосмический курьер 1(84)'2013)

Олег Кузнецов, заместитель главного конструктора ОАО «УКБП»

Эксплуатационные возможности вертолетов во многом определяются не только их летно-техническими характеристиками, но и возможностями комплекса бортового оборудования по информационному обеспечению экипажа, управлению полетом, а также защите от влияния различных внешних факторов. На данном направлении активно работают ульяновские авиаприборостроители, которые создают подобное оборудование для перспективных и находящихся в эксплуатации машин.

Основанное в 1954 г. ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» (ОАО «УКБП») — одно из ведущих предприятий авиаприборостроительной отрасли России. Компания специализируется на разработках, изготовлении и послепродажном сопровождении комплексов и систем авионики для летательных аппаратов, а также систем автоматического управления для наземной техники. Оборудование ОАО «УКГТБ» установлено на самолетах и вертолетах Президента и Правительства Российской Федерации, а также ряда отечественных и зарубежных авиакомпаний.

Отличительной чертой ОАО «УКБП» является активная деятельность его сотрудников, направленная на непрерывный мониторинг спроса заказчиков в целях максимально полного учета их индивидуальных потребностей. Специалистами конструкторского бюро совместно с вертолетостроителями и ключевыми эксплуатантами ведутся постоянные исследования текущего состояния парка авиатехники и анализ основных тенденций авиационного рынка. Все выявляемые проблемные моменты и перспективные направления развития авионики учитываются как во вновь создаваемых интегрированных пилотажно-навигационных комплексах бортового оборудования (например, для Ми-171А2 и Ка-226Т), так и в целях «точечной» модернизации или дооборудования парка уже эксплуатируемых машин.
Один из таких проектов реализован ОАО «УКБП» в 2012 г.: по заданию ОАО «Московский вертолетный завод имени МЛ. Миля» и ОАО «Упан-Удэнский авиационный завод» были выполнены работы по интеграции и поставке комплекта оборудования (КО) для одной из модификаций Ми-8. КО обеспечил значительное улучшение ситуационной осведомленности экипажа вертолета по следующим направлениям:

  • организации навигационного и картографического обеспечения;
  • получению метеоданных;
  • информированию об окружающей обстановке (других воздушных судах, наземных диспетчерских пунктах и т.п.) в системе автоматического зависимого наблюдения вещательного (АЗН-В);
  • обнаружению, наблюдению, сопровождению и целеуказанию;
  • обнаружению настроек, режимов работы и отказов комплексов средств связи и автопилота;
  • анализу выполнения полетного задания с помощью зарегистрированной видеоинформации, полученной из различных источников.

Данный комплект оборудования может быть установлен на любой вертолет с необходимым набором функций. В его состав входят:

  • индикатор многофункциональный ИМ-.16М-4НЛ или ИМ-16М-1НЛ с диагональю экрана 10,4 дюйма, встроенным процессором и «развитым» интерфейсом (т.н. «умный» индикатор);
  • широкоформатный монитор ТХ-338 с диагональю экрана 15,4 дюйма;
  • генератор карт RN7 (цифровая навигационная система ЦНС-02) с пультом управления.

Поставщиком и интегратором комплекта оборудования выступает ОАО «УКБП» при участии своего постоянного контрагента во всех вертолетных проектах - ООО «Монитор-Софт» (г. Жуковский). Комплект оборудования сопрягается с другими бортовыми системами — датчиками, поставляемыми на вертолет партнерами ОАО «УКБП»:

  • бортовой многофункциональной системой БМС-индикатор (ЗАО «ВНИИРА-Навигатор»);
  • метеонавигационной РЛС А813Ц серии 5 (ЗАО «Контур-НИИРС»);
  • транспондером АЗН-В «Пульсар» (ООО «НИТА»);
  • комплексом средств связи КСС-28Н-2 (ООО «НПП «Прима»);
  • гиростабилизированной оптико-электронной системой Cobalt-350 (ЗАО «Мир диагностики»);
  • накопителем полетной информации VRDV-4010-01 (компания Curtiss Wright Controls).

Для экипажа и/или оператора в грузо-пассажирской кабине на ЖК-индикаторах высокого разрешения КО отображается следующая информация:

  • картографическая (растровые и векторные карты, цифровая матрица высот, аэронавигационные базы данных, сведения о рельефе и препятствиях) в двухмерном и трехмерном видах с возможностью настройки 32 уровней отображения карт в различных сочетаниях;
  • телевизионная от гиростабилизированной оптико-электронной системы или другой обзорно-поисковой системы, включая дальность и координаты наблюдаемых объектов;
  • визуальная от системы автоматизированного зависимого наблюдения АЗН-В о воздушной обстановке и наземных объектах с наложением на топографическую карту местности;
  • радиолокационная о метеообстановке с выделением на экране цветом опасных метеоявлений;
  • справочная о режимах работы и настройках комплекса средств связи;
  • диагностическая о состоянии сопрягаемого оборудования (отказы, режимы работы, сведения об использовании и т.п.).

При установке в генератор карт базы данных рельефа и наземных препятствий для региона эксплуатации вертолета в полете в случае возникновения условий потенциальной возможности столкновения с земной поверхностью на экране индикаторов появляется соответствующее сигнальное предупреждение. При этом на отображаемой карте красной полосой обозначается расчетная точка столкновения, вычисляемая с учетом высоты полета вертолета и определенной безопасной высоты. Помимо этого также предусмотрена возможность звукового оповещения об опасности (при подключении к СПУ).
Наличие наземной станции позволяет осуществлять тактическое планирование полета, просмотр записей полета, конфигурирование карт и пользовательских баз данных в части их управления и настроек, а также загрузку карт во внутренний формат генератора карт. Учитывая требования ряда заказывающих организаций, поставляемое оборудование может быть адаптировано к работе экипажа в очках ночного видения (в частности, типа ГЕО-ОНВ-1). Летные испытания были проведены в 2012 г. на вертолете Ми-8АМТШ. Первые оборудованные образцы уже переданы в эксплуатацию. В 2013 г. предполагается развитие данного проекта в части дополнительного сопряжения с пилотажным комплексом вертолета ПКВ-8.
В целом за счет установки на вертолет описанного выше комплекта оборудования достигаются:

  • расширение тактических возможностей применения;
  • повышение безопасности полетов;
  • устранение необходимости наличия отдельного индикатора и пульта для управления метеонавигационной РЛС А813Ц;
  • сокращение времени поиска и локализации отказов за счет возможности просмотра соответствующей диагностической информации непосредственно на борту;
  • улучшение эргономики кабины;
  • возможность проведения объективного контроля за действиями экипажа.

В настоящее время ОАО «УКБП» совместно с российским подразделением немецкой фирмы Cassidian, входящей в состав Европейского аэрокосмического и оборонного консорциума (EADS),разрабатывает другой проект «точечной» модернизации — установку на вертолет системы активного лазерного сканирования (LIDAR) с функцией визуального и звукового оповещения об опасном сближении для предупреждения столкновения с препятствиями. Это позволит повысить безопасность полетов, предотвращая одну из самых распространенных причин авиационных происшествий с вертолетами, — столкновение с проводами ЛЭП, вышками, деревьями и т.п.

18 апреля