Все права защищены. Все торговые марки являются собственностью их правообладателей.
Использование материалов сайта возможно только с письменного разрешения компании.
«Точечная» модернизация вертолетов (Аэрокосмический курьер 1(84)'2013)
Олег Кузнецов, заместитель главного конструктора ОАО «УКБП» |
Эксплуатационные возможности вертолетов во многом определяются не только их летно-техническими характеристиками, но и возможностями комплекса бортового оборудования по информационному обеспечению экипажа, управлению полетом, а также защите от влияния различных внешних факторов. На данном направлении активно работают ульяновские авиаприборостроители, которые создают подобное оборудование для перспективных и находящихся в эксплуатации машин.
Основанное в 1954 г. ОАО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения» (ОАО «УКБП») — одно из ведущих предприятий авиаприборостроительной отрасли России. Компания специализируется на разработках, изготовлении и послепродажном сопровождении комплексов и систем авионики для летательных аппаратов, а также систем автоматического управления для наземной техники. Оборудование ОАО «УКГТБ» установлено на самолетах и вертолетах Президента и Правительства Российской Федерации, а также ряда отечественных и зарубежных авиакомпаний.
Отличительной чертой ОАО «УКБП» является активная деятельность его сотрудников, направленная на непрерывный мониторинг спроса заказчиков в целях максимально полного учета их индивидуальных потребностей. Специалистами конструкторского бюро совместно с вертолетостроителями и ключевыми эксплуатантами ведутся постоянные исследования текущего состояния парка авиатехники и анализ основных тенденций авиационного рынка. Все выявляемые проблемные моменты и перспективные направления развития авионики учитываются как во вновь создаваемых интегрированных пилотажно-навигационных комплексах бортового оборудования (например, для Ми-171А2 и Ка-226Т), так и в целях «точечной» модернизации или дооборудования парка уже эксплуатируемых машин.
Один из таких проектов реализован ОАО «УКБП» в 2012 г.: по заданию ОАО «Московский вертолетный завод имени МЛ. Миля» и ОАО «Упан-Удэнский авиационный завод» были выполнены работы по интеграции и поставке комплекта оборудования (КО) для одной из модификаций Ми-8. КО обеспечил значительное улучшение ситуационной осведомленности экипажа вертолета по следующим направлениям:
- организации навигационного и картографического обеспечения;
- получению метеоданных;
- информированию об окружающей обстановке (других воздушных судах, наземных диспетчерских пунктах и т.п.) в системе автоматического зависимого наблюдения вещательного (АЗН-В);
- обнаружению, наблюдению, сопровождению и целеуказанию;
- обнаружению настроек, режимов работы и отказов комплексов средств связи и автопилота;
- анализу выполнения полетного задания с помощью зарегистрированной видеоинформации, полученной из различных источников.
Данный комплект оборудования может быть установлен на любой вертолет с необходимым набором функций. В его состав входят:
- индикатор многофункциональный ИМ-.16М-4НЛ или ИМ-16М-1НЛ с диагональю экрана 10,4 дюйма, встроенным процессором и «развитым» интерфейсом (т.н. «умный» индикатор);
- широкоформатный монитор ТХ-338 с диагональю экрана 15,4 дюйма;
- генератор карт RN7 (цифровая навигационная система ЦНС-02) с пультом управления.
Поставщиком и интегратором комплекта оборудования выступает ОАО «УКБП» при участии своего постоянного контрагента во всех вертолетных проектах - ООО «Монитор-Софт» (г. Жуковский). Комплект оборудования сопрягается с другими бортовыми системами — датчиками, поставляемыми на вертолет партнерами ОАО «УКБП»:
- бортовой многофункциональной системой БМС-индикатор (ЗАО «ВНИИРА-Навигатор»);
- метеонавигационной РЛС А813Ц серии 5 (ЗАО «Контур-НИИРС»);
- транспондером АЗН-В «Пульсар» (ООО «НИТА»);
- комплексом средств связи КСС-28Н-2 (ООО «НПП «Прима»);
- гиростабилизированной оптико-электронной системой Cobalt-350 (ЗАО «Мир диагностики»);
- накопителем полетной информации VRDV-4010-01 (компания Curtiss Wright Controls).
Для экипажа и/или оператора в грузо-пассажирской кабине на ЖК-индикаторах высокого разрешения КО отображается следующая информация:
- картографическая (растровые и векторные карты, цифровая матрица высот, аэронавигационные базы данных, сведения о рельефе и препятствиях) в двухмерном и трехмерном видах с возможностью настройки 32 уровней отображения карт в различных сочетаниях;
- телевизионная от гиростабилизированной оптико-электронной системы или другой обзорно-поисковой системы, включая дальность и координаты наблюдаемых объектов;
- визуальная от системы автоматизированного зависимого наблюдения АЗН-В о воздушной обстановке и наземных объектах с наложением на топографическую карту местности;
- радиолокационная о метеообстановке с выделением на экране цветом опасных метеоявлений;
- справочная о режимах работы и настройках комплекса средств связи;
- диагностическая о состоянии сопрягаемого оборудования (отказы, режимы работы, сведения об использовании и т.п.).
При установке в генератор карт базы данных рельефа и наземных препятствий для региона эксплуатации вертолета в полете в случае возникновения условий потенциальной возможности столкновения с земной поверхностью на экране индикаторов появляется соответствующее сигнальное предупреждение. При этом на отображаемой карте красной полосой обозначается расчетная точка столкновения, вычисляемая с учетом высоты полета вертолета и определенной безопасной высоты. Помимо этого также предусмотрена возможность звукового оповещения об опасности (при подключении к СПУ).
Наличие наземной станции позволяет осуществлять тактическое планирование полета, просмотр записей полета, конфигурирование карт и пользовательских баз данных в части их управления и настроек, а также загрузку карт во внутренний формат генератора карт. Учитывая требования ряда заказывающих организаций, поставляемое оборудование может быть адаптировано к работе экипажа в очках ночного видения (в частности, типа ГЕО-ОНВ-1). Летные испытания были проведены в 2012 г. на вертолете Ми-8АМТШ. Первые оборудованные образцы уже переданы в эксплуатацию. В 2013 г. предполагается развитие данного проекта в части дополнительного сопряжения с пилотажным комплексом вертолета ПКВ-8.
В целом за счет установки на вертолет описанного выше комплекта оборудования достигаются:
- расширение тактических возможностей применения;
- повышение безопасности полетов;
- устранение необходимости наличия отдельного индикатора и пульта для управления метеонавигационной РЛС А813Ц;
- сокращение времени поиска и локализации отказов за счет возможности просмотра соответствующей диагностической информации непосредственно на борту;
- улучшение эргономики кабины;
- возможность проведения объективного контроля за действиями экипажа.
В настоящее время ОАО «УКБП» совместно с российским подразделением немецкой фирмы Cassidian, входящей в состав Европейского аэрокосмического и оборонного консорциума (EADS),разрабатывает другой проект «точечной» модернизации — установку на вертолет системы активного лазерного сканирования (LIDAR) с функцией визуального и звукового оповещения об опасном сближении для предупреждения столкновения с препятствиями. Это позволит повысить безопасность полетов, предотвращая одну из самых распространенных причин авиационных происшествий с вертолетами, — столкновение с проводами ЛЭП, вышками, деревьями и т.п.